Самокат — наземное средство передвижения, в основном двухколёсное, приводимое в действие путём многократного отталкивания ногой от земли в положении стоя, и управляемое при помощи руля. Самокат используется для развлечения и как спортивный тренажёр. Существуют также трёхколёсные инерционные конструкции самокатов с двумя подножками, где разгон происходит при переносе веса тела с одной ноги на другую без отталкивания ногой от земли.
Немного истории о создании самоката:
Точное время создания самоката неизвестно. Похожие на него изображения встречаются на древних фресках. Есть версия, что самокат впервые был изготовлен в 1761 году в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. По другой версии, самокат создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году, и усовершенствовал его в 1820-м, сделав управляемым переднее колесо. Такие самокаты приобрели популярность во Франции и Англии. Английские самокаты, в отличие от немецких, имели железную раму.
Разновидность конструкций и элементов самоката:
Рама — несущая конструкция самоката, к которой присоединяются колёса и руль. Основные материалы рамы: стальные и алюминиевые сплавы. Рама бывает складной и нескладной. У рамы складывается либо только рулевая стойка, либо рулевая стойка вместе с передним колесом. Ручки руля также могут складываться (сниматься).
Виды самокатов:
Типичным видом самоката является городской, предназначенный для езды по асфальту самокат с цельными полиуретановыми (реже с надувными резиновыми) колёсами диаметром до 200—230 мм и складывающейся рамой. Такой самокат не занимает много места, его можно переносить с собой в сумке. Примерная масса самоката для взрослого человека: около 5 кг.
Самокат с надувными шинами диаметром 12—28 дюймов, очень похож на велосипед, только вместо педалей и сиденья у него находится платформа для ноги. Рама как правило не складная. По сравнению с городскими самокатами, он обладает лучшей проходимостью и амортизацией, но уступает по скорости «наката», более габаритен и тяжёл (примерная масса самоката для взрослого человека: около 9 кг).
Трюковый самокат имеет усиленную конструкцию рамы и колёс. Диаметр полиуретановых колёс 100, 110, 125 мм, амортизации нет. Руль цельный, не регулируемый по высоте, но его можно укоротить по длине стойки и ширине ручек путём отпиливания лишней части. На одном или обоих колёсах могут располагаться пеги — короткие ножки, являющиеся продолжением оси колеса, и используемые для выполнения трюков. Существует несколько систем соединения (компрессии) руля с вилкой:
Примерная масса трюкового самоката: 3,5—4 кг.
Правила использования:
Ручки руля самоката должны располагаться на высоте примерно чуть выше пояса ездока. Во время движения необходимо периодически менять толчковую ногу для равномерной нагрузки.
Правилами дорожного движения России самокат отнесён к категории пешеходов, поэтому правила езды на нём регламентируются пунктом «4. Обязанности пешеходов» настоящих правил:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.